Колки расположены в шахматном порядке. Для наглядности разделим колки на правые (расположены справа, если смотреть на к-бас спереди — т.е. со стороны струны G) и левые (слева — со стороны струны Е). По счету их перепишем, как 1, 2, 3, 4 (снизу вверх). 1-ый колок — это ближний к порожку, 4-ый — к завитку. Бывают два типа установки колков — с первым колком G или Е.
Каждая струна навязывается на свой колок: G — на правый ближний к порожку, D — на правый ближний к завитку, A — на левый ближний к завитку и E — на левый ближний к порожку. Последовательность навязки струн определяется типом установки колков — первой наматывается струна на 1-ый (нижний колок), потом на 2-ой, потом на 3-й и самой последней — на верхний, 4-ый. Т.е. порядок намотки по струнам: EGAD или GEDA, в зависимости от того, который колок нижний.
При установке сначала продеваем струну в соответствующее отверстие подгрифника и (не перекручивая) уводим к колку. Положение бобышки струны определяется ее формой и размером — обычно она укладывается под широким отверстием, а струна проходит в узкое. (Если подгрифник оборудован машинками точной настройки, то бобышка вставляется в коромысло продольно, а регулировочный винт выставляем примерно на треть полного хода.)
Далее, струну продеваем в отверстие колка, выводим наружу хвост (примерно на 3-5мм) и начинаем навивку поворачивая колок и подавая струну рукой. Струны накручиваются на ВЕРХНЮЮ часть колка. Намотка именно колком очень важна, т.к. позволяет не перекрутить струну. Если струна не новая и имеет сформировавшуюся «кудрявость», то расправлять ее не рационально: можно вручную обернуть ее несколько раз вокруг колка, а уже затем завести хвости и начать намотку колком.
Намотка ведется в направлении от середины колка к механизму (правильно намотанная струна немного не доходит до щечки со стороны винта) — натяжение струны должно передаваться колку со стороны винта. Для фиксации хвостика первый виток делается со стороны обратной механизму колка, а последующие витки (обычно их 3-5) делаются на нужной стороне. НО: существует негласное правило, по которому к-басовые струны не обрезают по длине. В связи с этим витков с «неправильной» стороны может быть и 5 и 6 — эти витки компенсируют избыточную длину, а уж затем струна перебрасывается на нужную сторону от хвостика и делаются оставшиеся витки. Нельзя наматывать виток на виток — струна деформируется и пружинит, а так же теряет точность регулировки. Не желательно оставлять слишком длинный хвост, экономя на намотке (разве что, струна он уже не помещается на колок) — ведь струна при этом пережимается не на конце, зато при настройке такой хвост будет путаться в колках, а при игре дребезжать (да и вообще это не красиво, не профессионально и не безопасно для глаз).
При намотке не забываем контролировать, чтобы струна не перекручивалась на рабочей части. Полезно при этом проходить зажатыми пальцами по струне от колка к подгрифнику, расправляя ее.
Для равномерности возростания нагрузки, первоначально струны натягиваем не в полную силу — они уже должны держать форму, но досаточно свободно провисать — т.е. не дотягиваем примерно на 4 тона.
Окончательную натяжку начинаем когда поставлены все струны. При натяжке можно надавить на струну за порожком и у подставки (чтобы сформировать её соответствующий перегиб), но обычно этого не делают, чтобы не «разбивать» струну.
На 5-тиструнных к-басах следуют всем этим правилам. Средняя (3-я, А) струна навязывается на самый дальний колок. Распределение струнам по колкам (от 1-го к 5-му) и последовательность намотки, соответственно: HGEDA или GHDEA, в зависимости от того, который колок нижний.
На многих электроконтрабасах голова по виду и геометрии напоминает классическую к-басовую, но несет маленькие бас-гитарные колки. Соответственно, на таких инструментах струны наматывают по бас-гитарному (от вершины колка к основанию, продевая кончик в колодец колка), но соблюдая контрабасовую последовательность намотки. Места на таких инструментах мало и струны, конечно, приходиться подрезать (для намотки оставляя примерно 10см свободной длины после колка).
По поводу жильных, нейлоновых и пластиковых струн — все то же самое, но только струны толще, зато имеют меньшее натяжение — поэтому им не так критичные перегибы на колках, намотка в два ряда и т.п.
Comments
Большое спасибо за статью, ибо сегодня вечером как раз придётся натягивать струны!
Спасибо!