Оригинал статьи: сайт Игоря Грибова
Некоторое время назад мне довелось натолкнуться на данную статью на просторах сети. Я готов подписаться под многими словами этого труда, поэтому я возьму на себя наглость разместить ее копию — естесственно со ссылкой на оригинал — на своем сайте.
Авторская орфография и пунктуация сохранены.
«Басовое мышление» (менталитет бас-гитариста,манера мыслить) – каждый бас-гитарист, при условии развития приходит к определённой системе мышления, принципам, пунктикам, степеням свободы- это всё, я объединяю в термин «Басовое мышление».
Иронические оттенки можно услышать в доморощенных анекдотах про бас-гитаристов. Конечно класть фундамент и 12 бревён каркаса дома, итак всю карьеру ( иногда отделка наличников,табуреточку закажут сделать, наличники вырезать) это смешно(хотя я люблю анек про хамбакер ака кодовый замок).Соль этих «баек» грошевых и редко смешных — «Делаешь простую работу-тупой».Всё.Точка. И дальше, наверное полагается смеятся.
Сразу оговорюсь. Статья не касается сольных виртуозов баса. Я говорю исключительно о бас-гитаристе в составе ритм-секции,задачей которого является построение ритмически интересной и мелодически красивой бас-линии, groove,bass lick,»канвы» и др термины обозначающие одно-АККОМПАНЕМЕНТ. И В том случае, когда бас НЕ является по сути -сольным голосом.
Басовое мышление, (менталитет басиста) Что я понимаю под этим термином? Прежде всего, это своеобразная логика басиста, характерная именно для музыканта взявшего на себя роль в составе ритм-секции, вести линию баса.
Какова цель аккомпанимента в музыке? Басовый аккомпанимент имеет формообразующую функцию, это как бы «костяк», «каркас» композиции и мелодическая линия, обыгрывающая гармонию композиции.
Бас-гитарист с годами практики, по большей части исполняющий аккомпанимент приобретает особое мышление, которое отличает его и от гитаристов и от сольных исполнителей(саксофон,скрипка, вокальные партии).
Поэтому далее разговор пойдёт о «Мышлении басиста аккомпаниатора».
Представим себе стандартный вариант, состава группы:
Ритм секция (ударные, бас, ритм-гитара) — создаёт композиции ритмический фундамент, гармонию, партию баса( «зацикленную» фразу,грув,канву,»нерв»,басовую линию и др. словообразования)
Сольные голоса обыгрывают фактуру ритм-секции в более свободной форме.Как бы оплетая своим голосом болеё строго-выстроенную и геометрически точную фактуру ритм секции.
Для бас-гитариста высокого уровня, аккомпанирующего составу характерно:
В связи этим, музыкальный слух бас-гитариста должен быть объёмныи и охватывать всю ритм секцию, слыша и солирующую часть. Не правда ли, уже не «До-Ми-Соль-До»?
И конечно, у басиста должен оставаться запас внимания на всякую мелочь и не мелочь. («Стоит ли пришпорить барабанщика или гнать вместе с ним?», «Ой, слюна начинает вытекать с уголка губ»,»В конце песне надо сказать чтоб звук в мониторы погромче вывели»,»Интересно, как слышно состав в группе».
Если басист постоянно будет думать о том, что, и как он играет- он будет играть неровно, напряжённо и 85% ошибётся.
Вольготно спокойно, с искрой бас-гитарист плетёт свою нить, образуя форму и пронизывая композицию мелодическим «грувом»
Бас-гитарист ЕДИНСТВЕННЫЙ по сути участник группы, на котором и ритмическая структура и гармония. Бас-гитарист выполняет важнейшую задачу, консолидации сухого неопределённо-высотного ритм -каркаса (drums) и гармонии композиции, даже если это До-Ми-Соль-До.
В звукоизвлечении, наблюдается широкий диапозон динамики от «ppp»до «fff». Но это только если надо в том или ином музыкальном моменте. Зачастую, одной из главной задачей является именно удержание динамики звучания баса на одном уровне.
Высокотехничный бас-гитарист может сыграть До Ми Соль До так, что при кропотливом съёме будет ясно следущее. По звучанию вроде как четыре-шесть нот, оказываются на поверку достаточно сложно построенной партией с применением «перкуссивных» (ghost,dead notes),Слайдов и приёмов типа -Hammer-on (восходящее легато звукоизвлечение на один щипок) и Pull-off(нисходящее).
Но опять таки, отличие начинающего,неопытного бас-гитариста и начинающего мастера, заключается именно в чувстве допустимости этих приёмов. Вполне вероятно, что они могут быть лишними.
Неопытные бас-гитаристы, в каждой песне хоть раз, но сглиссандируют.(часто это объясняется ошибочно взятой нотой и подъезду к нужной)
Но есть и сольный аккомпанемент когда вокалист знает, что его Басист Лучший!!!))
Автор: И.Грибов
Comments
Да всё путём, ufna, internet этика соблюдена (ссылка на сайт с размещением статьи) Вообщем то всегда отрадно,если твои труды, хоть и несколько косноязычно оформленные, кому то оказались полезными.
Впрочем перечитав, почувствовал некое напряжение, конечно надо выбрать время и поправить текст, и может где до добавить, подправить.
Единственный плюс, который я вижу в таких «сырых» текстах это ощущение живого человека увлечённого мыслью, порой испытывающего сложность в выражении того что понимает,знает.
В последнии годы я стал изучать иностр языки и надеюсь и до русского доберусь.
Я тебе напишу в аську по поводу твоих желаний пообщаться через скайп на тему обучения. Просто сейчас всего 2 заявки.А работать легче когда есть «класс» и можно пользоваться ответами нескольким, а не то трудозатратно. Но в принципе можно. Тогда уж отвечу и на 2 заявку.Может опять «удалённое» наладится. Если уж ни заработок, так все равно преподавательский опыт.
С уважением к энергичной молодёжи 21 века, Игорь Грибов..