Обсуждение на БС: ссылка
Давно собирался, да всё не с руки было. В итоге че-та ща не удержался и написал. Нужно доработать, ясно дело.
Кому что есть исправить-предложить-дополнить — не стесняемся) Сам тоже еще буду дополнять. (Исправлять написанное на БС не буду — дабы оставалось что обсудить.)
Прим. ufna: только здесь располагается самая последняя, обновляемая версия статьи. Авторская орфография и пунктуация сохранены.
Итак:
Примерно как акустическая гитара-вестерн. Того кто видел гитару акустическим басом не удивишь. Гриф с анкером и накладкой вклеивается в традиционного вида корпус с двумя деками (верхней и нижней) и боками-обечайками. Деки и обечайки могут быть деревянными, композитными или фанерными. На недорогих басах они фанерные. На деки подклеиваются специальные деревянные планки (пружины) в значительной степени формирующие звук. Часто в районе бридажа деки усиливаются накладками. Звуковые окна обычно выполняются в виде классической круглой, овальной или треугольной розетки, редко — скрипичных эфов, охватывающих бридж. На некоторых басах (Овэйшн, Такома и др.) окна находятся в районе грифа, при этом в конструкции могут быть предусмотрены акустические зеркала и коридоры (Тейлор).
Гриф имеет традиционную конструкцию, обычно состоит из одного куска клена или махагона. Иногда исползьуются 3 куска. Голова или вклеенная или выполненная заодно с грифом (соответственно наклонная или прямая). Безнакладочных грифов на ак.басах не встречал. Анкер закладывается под накладку, обычно он один. Винт анкера или на голове или со стороны корпуса с доступом из розетки.
Бридж похож на гитарный, иногда (Майкл-Келли) струны по аналогии с вестерн-гитарами пропускаются через корпус и фиксируются специальными пластиковыми пуговицами.
Бывают иные бриджи, соответствующие джазовым гитарам, с разделением функции струнодержателя и подставки (Такомайн). Такие бриджи удобны чуть лучшими возможностями регулировки (по мензуре), частично разгружают верхнюю деку от осевых нагрухзок, но в целом сложнее и в целом тяжелее классических.
Иногда в корпусе предусматриваются специальные закрываемые крышками окна (Такомайн, Тейлор), через которые открывается достаточно свободный доступ внутрь корпуса. Впрочем, и без этих крышек забраться можно – если все блоки и струны снять.
Для ответа на этот вопрос нужно развеять миф о всемогущей силе акустики. Его плохо слышно. Соответственно, на ак.басе почти негде играть без подзвучки, а в подзвучке играть сложно.
Вообще, ак.бас – это интересно, необычно и занимательно. И иногда очень актуально. Но как инструмент он дитя компромисса, выведенный в результате бешеной селекции. Это самый маленький (из широкоприменяемых) инструмент с контрабасовым строем. Гитарный корпус по сути не способен передать достаточно низа, мензура (30-35) тоже мелка по меркам строя. Зато Вы получаете предельно знакомый и удобный акустический инструмент, к которому, к тому же почти не надо привыкать.
Нет. Это разные инструменты. Впрочем, определенной похожести добиться можно.
Нет. Это разные инструменты. Но, опять же, определенной похожести добиться можно.
Сколько хотите. Наиболее распространены, конечно, 4 и 5 струнные ак.басы, но и 6-7-8 струнники уже не являются экзотикой – при желании можно найти соответствующий вариант. Слава Японии и Китаю.
Однако нужно заметить, что специфика ак.корпуса в том, что он сам передает вибрации на струны, потому последние нуждаются в постоянном контроле (это я еще пока не вспоминаю фидбэк). Кроме того общая на все струны пьеза (а она такова у большинства ак.басов) на многострунниках сложнее в отстройке. Поэтому, в общем случае, чем меньше струн – тем проще играть и тем чище результат. 4 струны – классика и при этом разумный компромисс.
Да. Ушами конечно слабо, но на записи вполне. Если выбирать яркие, «верхастые» струны – то нижние звуки вполне устойчиво определяются. Вообще-то уже и Ми толком не слышно.
Нет. Точнее, формально – да. В общем случае для акустических инструментов чем меньше струн – тем лучше (уменьшается давление на деку, улучшается отзывчивость и гибкость). Но, ак.бас настолько компромиссный и далекий от норм физики инструмент, что разницу между 4-мя и 5-тью струнами вряд ли кто-то заметит. Я сравнивал два одинаковых акбаса средней цены 4 и 5 струн – разницы в звуке не услышал.
Как удобно. Каждая мензура имеет свои плюсы и минусы – на мелкой струны болтаются как мочалки, зато звучат более разборчиво (и играть легче). В общем-то, для контрабасового строя и 36-ти недостаточно, да и за акустический звук никто не борется. В любом случае, экспериментируя просто с калибром струн можно добиться желаемого натяжения. Я же думаю, 34 лучше всего просто по богатству выбору струн и простоте последующей продажи.
Фанера. И всё что ей можно назвать (плэйвуд, ламинат и т.п.)
Во-первых, практически все ак.басы, которые Вы видите в магазине (и уж точно все дешевле 600уе) — фанерные. Выбора у вас нет.
Во-вторых, у фанеры так-то есть множество преимуществ (именно с точки зрения бюджетных ак.басов) – она надежнее, не боится перемены влажности и температуры, отлично держит нагрузки и удары. Звуковые же характеристики обычно совершенно не важны – всё равно не страдевари. Впрочем чисто пум-пум фанера делает неплохо, что с учетом явной недостаточности размера корпуса – в плюс. При том фидбэчит фанера меньше. Дерево же куда деликатнее, требует нежного обращения, а волшебный звук у костра никому не нужен.
Есть, кстати, хорошая фанера, красиво выглядящая (ламинированная топом почти неотличимым от массива) и очень уместно звучащая.
Если бас фанерный – то без разницы, под какое дерево эту фанеру маскируют. Грифы у таких басов кленовые или краснушные с палисандровой накладкой, бридж — палисандр.
Если бас из дерева, то каждому свое. Наиболее распространены махагон, клён, орех, ель (для верхней деки), так же встречаются экзотические красивые имбуа и коа. Грифы кленовые или из махагона, накладки обычно палисандр, иногда эбони. Бридж – палисандр или эбони. Могу сказать одно – классика акустический струнных – это верхняя дека ель, задняя и бока – клен, гриф и накладка – клен и эбони.
Вы можете использовать совершенно любые струны. Никаких ограничений нет.
Отмечу лишь, что бронзовые струны (как правило по умолчанию на бас ставятся они) яркие и довольно громкие, но плохо контролируемые и «злые» к рукам и ладам. Особый гнусавый тембр тоже на любителя. Удобны плоские струны (даже с ладовыми инструментами) – т.к. на ак.басе очень много лишних шумов (в т.ч. от слайдов и просто при смене позиций). И у плоских струн есть свой особый очень конкретный и разборчивый низ, который на ак.басах очень здорово проявляется. Ну и наконец скажу, что струны с сужающейся обмоткой и открытой жилой на ак.басах звучат офигительно – главное подогнать под них порожек.
Наиболее подходящими размерами (из распространенных) могу назвать 0.40-0.60-0.75-0.95 или 0.45-0.65-0.80-100. Не увлекайтесь излишней толщиной.
Да. Подбирайте соответствующие струны и всё будет хорошо.
Акустический безладовый бас – это круть и море удовольствия. Всем советую)))
Прим. ufna: да-да-да, совершенно полностью и абсолютно согласен!! :)
Безладовые ак.басы есть разные. Вот только пойти и купить их почти негде. В магазинах Москвы есть таковые МайклКелли и (бывали) Дин.
Браться ли за обезлаживание пусть каждый решает сам, это процесс ничем не отличается от обезлаживания электробаса, о котором говорено стотыщмильёнов раз.
Для начала это – наследие времен СССР в основной массе своей. Приличных несовковых полуакустик катастрофически мало. В целом такие басы либо имеют центральный брус (а полости лишь по бокам от него — Гибсон), либо тапперед корпус (т.е. фактически обычный цельный, но с многочисленными вырезанными полостями — РобАллен, Фендер холоубоди), либо в принципе акустическую конструкцию, но с тяжелыми малоподвижными деками, несущими звукосниматели (Гретч, Гуилд). Некоторые басы имеют гибридную конструкцию с центральной полостью и розеткой, но с брусом, несущим бридж и с тяжелым, неакустическим корпусом (Карвин).
В целом, полуакустические басы – инструменты «в себе». Они уже лишины акустических возможностей, но при этом имеют характерный «натуральный» и «живой» тембр.
Нет. Он совершенно бесполезен без подключения и не имеет какого-либо акустического значения. Впрочем, учитывая что и полновесно акустические басы тоже нуждаются в подзвучивании, а Годин при этом имеет отличный звук – то он не выглядит не применимым.
Как обычный бас – по прогибу грифа и высоте струн. Ограничение лишь в том, что регулировка по мензуре, как правило, невозможна. Прогиб регулируется анкером, а высота – подпиливанием нижнего порожка, либо подкладыванием деревянных пластинок в паз бриджа под пьезу. Кроме того порожек можно заменить – часто подходят от ак.гитар (продаются в муз.магах, стоят копейки), ну и самому выпилить такой не проблема.
Высоту струн и прогиб часто делают чуть большими, чем у электро-басов:
Пьезозвукосниматель в ак.басе представляет собой керамическую полоску, устанавливаемую под нижний порожек. Пьеза дополняется различной сложности преампом со встроенным темброблоком, работающим от батарейки 9В, либо двух батареек ААА. Преамп врезается в верхнюю часть обечайки и соединяется с пьезой экранированным проводком с микро-джеком и несъемным проводом с гнездом. Батарейка вставляется либо изнутри (через розетку), либо в специальный отсек блока преампа снаружи. Батарейки хватает надолго. При вынутом шнуре она не расходуется.
Кстати, XLR-выход (если есть) на дешевых ак.басах почти декоративный, распаивается прямо от Джека без всяких затей и экранировки. Зато оба эти гнезда могут быть задействованы одновременно.
На разную громкость струн можно закрывать глаза (легко лечится – см.выше).
Ставить глушилки в розетку, эквализировать себя, искать акустическую тень, опытным путем искать наименее проблемное положение.
Если Вы играете на ак.басу без усиления, при этом в сопровождении гитар, вокала, флейты и т.п. то:
Это практически нормально. Просто пластинка пьезы не правильно легла под порожком.
Нужно (каждый новый шаг – если не помог предыдущий):
Классический набор «юный тюнингатор»: химическая обработка, костяной нижний и костяной или металлический верхний порожки, замена электрики, замена механики. Улучшения, может, и будут, но акустические характеристики улучшить почти нереально. Впрочем, от внедрения хорошей электрики плюсы будут определенно, к тому ж она может быть перенесена на другой ак.бас. А еще больше плюсов от просто хороших новых струн.
Нельзя купить хороший инструмент за 100 долларов. Точнее, наверное можно, но я с таким счастьем не сталкивался. Сегодня в продаже ак.басы плотно кучкуются в двух (условно мной выделенных) группах 4-10тыр и 10-20тыр. Последние покачественнее и уже и вправду звучат в подключке. Первые толком не способны ни на что, зато в акустике вряд ли уступят. У меня сейчас совершенно нет настроения рассуждать об оправданности и осмысленности цен, поэтому этот пункт закругляю. К тому ж в России всё еще не приходится говорить об ак.басах уровня хотя бы выше 1000уе.
Ну, смотреть приходится бюджетное китайское (тайваньской и т.п.) фанерное предложение:
И пару встречавшихся в России вариантов из НЕ Китая-Тайваня-Малазии:
Comments
[...] Бас очень легкий, за счет полостного корпуса. Резонирует – прям в душу, в домашних условиях играю без какого-либо усиления – звук лишь немногим тише чем на ак.басах. [...]
просьба в Виктору
можно ли написать обзор на акустический бас Taylor? очень редко можно увидеть его вообще…а в России и подавно. хотелось бы услышать Ваше мнение на счет этого инструмента, ну и фото конечно по возможности. заранее спасибо :)
статьи интересные, некоторые были прочитаны полностью) а это уже о многом говорит
Пришел мне Washburn ab45(так как в нашем городе сложно что-то найти, но хотелось ак. басс). В магазине осмотрел, подергал струны, понравилось.
Подключили в комбик, сразу пошел фидбэчный гул — громкость была максимум. Особой разницы не заметил в подключении и без — вроде один и тот же звук. Без подключения, как мне показалось, достаточно громкий, думал будет тише(до этого держал однажды какой-то крафтер, который был совсем тихий).
Гриф плоский — струны хорошо так местами бренчали о лады. Подтянул анкер, жду результата. Еще он тяжелый, по сравнению с корпусом — на коленке не удобно играть.
Вообще это мой первый бас(играл на ак.гитаре), так что вообще я в легкой панике…
Отличная статья!
Автору респект.
Здравствуйте. А сможете мне подсказать акустический бас все-таки ближе к акустике или к басу? Просто для подзвучивания какой комбик искать басовый или акустический с 12″ динамиком?