Поднятая тема: Basstream
Итак, вот мой мини-обзор Кубика.
Мой Кубицки принадлежит периоду ранних Fender Custom Shop (FCS), 1776 10 89. Спецификация такая:
- гриф на болтах, ~30 кусков клена
- дека из ольхи с кленовым топом
- накладка из черного дерева
- мензура 32 дюйма
- детюнер на тон, в мензуру 36′ на 4ой струне
- электроника Кубицки, 18V
Выглядит Кубик на все сто. Витя сравнивается его с НЛО, и он в чем-то прав — этот инструмент заметен сразу. С одной стороны, он является headless, с другой — все таки головка грифа у него есть, на ней расположено так сказать «удлинение» 4ой струны с детюнером, о чем дальше. Это дополняет своего шарма, в отличие от классических безголовиков. Сама форма деки тоже в своем роде уникальна. В общем и целом, внешне бас берет не чем то таким как натуральное дерево там, разная красивая фурнитура или узор, а общим стилем, который не является кичливым, но притягивает к себе внимание.
Чем же так характерен Кубик? Ко всем прочим его достоинствам, оно еще обладает укороченной мензурой в 32 дюйма. Само по себе, это сильно добавляет удобства при игре, т.к. струны имеют меньшее натяжение чем свои длинномензурные собраться, и расстояние между ладами немного меньше. Немного, но ровно настолько, что привыкаешь очень быстро, и получаешь от этого одно удовольствие. Ко всему прочему, такая мензура позволила дяде Филу сделать такую штуку, которую я видал только на Кубицки — это детюнер, выполненный в стиле каподастра. По сути, 4ая струна имеет мензуру не 32 дюйма, а 36, и «длиннее» своих сестера на два лада, на два полутона «вниз» по звуку. Детюнер прижимает струну ко второму ладу, тем самым позволяя использовать два разных тона открытой струны. Он очень удобен в использовании и работает как часы. На самом деле, гениальная вещь.
В руках Кубик сидит как влитой. При игре сидя стоит привыкнуть, что дека все-таки слегка перевешивает, но стоит только одеть его на ремне стоя.. и все вопросы отпадают. Может быть, здесь у каждого свои вкусы, но на мой взгляд, баланс его идеален — на левую руку нет никакой нагрузки, при этом наклон баса можно регулировать как угодно — ничего никуда не «уедет» и не будет мешать.
Если судить только по внешнему виду, можно предположить, что смещение нижнего порожка относительно деки из-за массивного бриджа придет к неудобству для правой руки. Ничего подобногою. Все сделано так, что это не более чем оптический обман. В классическом исполнении был бы аналог Ямахи TRB-P4 серии, в области бриджа.
Гриф.. я играл на разных модификациях грифов, как и тех, которые сразу ложаться в руку, так и на тех, к которым нужно привыкнуть.. И на тонких, и на средних, и на толстых.. Гриф Кубика берешь, и понимаешь, что ты уже привык. И что он есть :) он не тонкий и не толстый, он такой, какой можно назвать «золотая середина». Подходит для любых постановок правой руки, как с прямыми пальцами, так и с согнутыми (что немаловажно).
Как только берешь Кубик в руки, хочется играть слепом :))
Классная вещь — это детюнер. Ко всему прочему, получая в станлартном строе открытую струну в Ре, мы получаем еще и более глубокий звук струны в общем. Это очень интересный эффект, который не сразу начинаешь ценить. Струна отлично ведет себя в динамике, как при игре пальцами, так и слепом.
На безладовых Кубиках детюнер так же присуствует, но в отжатом состоянии там присутствуют два лада, на D# и E — именно ко второму и прижимает струну детюнер. При такой конструкции не страдает звук струны в стандартном строе.
Стоит отметить, что у детюнера на Кубицки присутсвует одна маленькая неприятная деталь, вызывающая у многих некоторые затруднения. Дело в том, что он прижимает струну достаточно сильно, чтобы избежать ее подвижности в точки касания грифа. В результате, для того, чтобы в стандартной настройке не «плыла» мензура и Ре не звучала немного ниже, чем должна, стоит, на мой взгляд, настраивать мензуру по открытой Ре, а строй — по Ми. Как показывает практика, это приводит к оптимальному результату.
Понятие звука описать сложно.. Лучше всего передать самый такой фирменный звук можно так: http://kubicki.com/sound.html Как ни странно, но с этими сэмплами я согласен на 95%. Это именно тот звук, который можно назвать фирменным.
Однако это не все. Настройки звука многогранны. В моей версии электроника 18V, в которой есть шесть основных режимов:
На активных режимах есть легкий фон. Что такое — не знаю. Слышно не везде, что для меня странно — в некоторые усилки фон сильный, в некоторые — вообще нету, либо настолько тихий, что его почти нет. Как в дорогие (Ампег, Маркбасс, Фендер), так и в дешевые подключал. Насколько мне известно, у Данилы из ЧО была та же проблема, и Кирилл Остапов не смог понять в чем там дело и как это побороть, больно хитрый там преамп.
Многие считают, что звук Кубика — для тяжелых стилей. Да, он отлично вписывается во очень многие виды тяжелека. Но — не только. Лично я отлично вписался с Кубиками в фолк-коллектив. Кубик многогранен, главное чтобы руки росли откуда надо. В пассивном режиме он мягкий, если того хотеть. Кубик слышен в миксе, и отлично его прорезает. Иногда даже слишком отлично. Принимая во внимание его дикое удобство, я бы сказал, что это идеальный вариант для различных соло-делишек и тех, для кого бас должен быть на первом месте. Для всего остального — это просто один из отличных басов, со своим характером. Но для таких — один из лучших, имхо.
Для Кубика подходят любые струны стандартной мензуры. Что касается звука, то «Звук Кубицки» — это звук стальных струн. Но, в принципе, это уже дело вкуса каждого. Отмечу, что в отличие от большинства других headless басов, для Кубика нужны не double-ball струны (которые имеют шарик с обоих концов), а самые обычные, используемые повсеместно. Я видел только лишь один еще бас с подобной системой — французский Leduc. Этим мы обязаны необычной конструкции бриджа, изобретенного Кубицки.
Также хотелось бы добавить очень полезный совет по поводу струн от Ниткина — струны с оплёткой на концах лучше не ставить на эксфакторы, ибо часто они просто ломаются.
Скоро планирую записаться на нормальном оборудовании, тогда будут реальные сэмплы указанного Кубика.
Стоит отметить, что вообще, Кубики существуют трех периодов — пре-фендер, фендер кастом шоп, и пост-фендер. Существует такая байка, точнее, суждение, что FCS делались на фабрике фендер и вообще не имеют отношение к Филу. Ничего подобного. В личной переписке с Филом было установлено, что все Кубицки сделаны лично им. Период FCS отличался лишь тем, что на гриф он ставил клеймо FCS, и, по просьбе фендера, электроника была «урезанной», в 9V и 5 режимов. Проще говоря, он просто работал по контракту с фирмой фендер, вот и все. Эти басы были дешевле своих оригинальных аналогов, но — ничем, кроме электроники, не отличались от оригинала, вопреки расхожему мнению.
Во многом, эта точка зрения о различных фабриках основывается на том, что часть басов периода фендер имеют высокий экшн у струн. Дело в том, что Кубик настраивается сложнее большинства басов: кручение анкера порождает движение сразу в двух местах, а учитывая еще специфичную машинку.. Скорее всего, в некоторых из них еще попала не совсем качественное черное дерево на накладку. Что немного добавило фарса. Но — все это в большей степени от неправильной настройки инструмента. По словам Фила, эти басы идентичны, и материалы использовались того же самого качества, никакого ухудшения качества не было. Скорее всего дело кроется в том, что оригинальные басы продавались в настроенном состоянии самим Филом, а FCS версии настраивали уже на Фендере.
У меня была подобная проблема, которую я решил, просто отдав Архангельскому золото-мастеру Гурову бас на «посмотреть в чем дело». Через час я получил свой бас в идеальном состоянии. Он просто отрегулировал все как нужно. Я ни один свой бас не настраивал так, чтобы добиться такого эффекта. А он поднял струны и как-то покрутил анкер. Результат поражает.
Период пост-фендера характеризуется тем, что в какой-то момент основная модель экс-фактора сменила дерево: теперь стандартом стал мягкий клен, именно из него делается дека нынешний экс-фактором. Периоды пре-фендер и FCS были изготовлены из ольхи с кленовым топом. В наши дни, такая комбинация (ольха + некий топ, несущий больше декоративную роль в данном случае), доступна в Custom Shop моделях. Отличия современных кастомов от кубиков старых времен только в финишах и разных топах, вот и все. Вообще, все басы делаются на заказ, нет никаких «серийных», и приобрести новыми их можно только у Фила напрямую. Так что кленовый кубик просто является самым простым и дешевым (3500 у.е.), вот и все. Потому какие-либо сравнения кастом-не кастом можно с натяжкой применять только именно к периоду пост-фендера.
Все сказанное выше касается именно экс-фактора. О просто факторах и кей-факторах разговор отдельный.
Первый «Кубицки» был изготовлен в 1985 году, с серийным номером #24 и принадлежал Джону Тейлору ( John Taylor, басист Duran Duran ).
Последний бас периода пре-фендер имел серийный номер #1286 02 89. Последний серийный номер басов периода фендер неизвестен, но Кубицки начал создание басов «пост-фендер» периода в середине 91го года с номера #3501, после того как контракт с Фендером закончился.
Таким образом:
Кубицки — отличный бас. На нем комфортно играть, и если понравился звук — вы с него «не слезете». У него есть свой характер. Это тот бас, который целиком и полностью оправдывает все в него вложенное. Удобный и харизматичный инструмент, деревяха которого «отдает в пузо». Кубик может как нравится, так и не нравится, но это предельно качественный и звучащий инструмент. Вот и я с ним на концерте: