Оригинал статьи: www.basstream.ru/index.php?page=38
Автор: VictorW126
Комментарий: От себя отмечу, что это одна из лучших статей в широком доступе, посвященных контробасам. Если говорить еще честнее, на мой взгляд, это лучшая статья, где разжевано даются те детали, которых пропросту негде узнать, кроме долгого прочесывания просторов интернета, и то не факт, что найдется в лучшем виде.
Так получилось, что последние месяца два-три я активно пытаюсь найти путевый контрабас, а посему окунулся в эту сферу так сказать «изнутри».
Вот кое что из того, что я уже мог бы сказать не постесняюсь бросить в эту тему — может кому пригодится. Если кратко — сейчас цены какие-то дикие стали — много случайных, но наглых продавцов. А хороших инструментов — мало.
Для начала о названиях (т.к. контрабасовые термины не совсем совпадают с басовыми):
У скрипичных «грифом» называется то, что у гитары называется «накладкой».
А то что у гитары собственно «гриф» — у скрипичных «шейка». (Хотя многие специалисты части именно контрабаса называют по бас-гитарному – видать, контрабасисты многие вышли из бас-гитаристов, и несут свою культуру).
Голову все называют головой, хотя «по науке» она состоит аж из трех частей – колковой коробки, завитка и улитки.
Подгрифник — это та хрень снизу, в которую пропускаются бобышки струн. «Бридж» называется «подставка».
Планка, проходящая внутри вдоль деки под «басовой» лапой подставки – пружина, а палка внутри, распирающая деки в районе второй ноги – душка (или «мостик»).
Витиеватые вырезы в деке – эфы, метки на них – зарубки.
Опирается весь контрабас на шпиль.
Сам контрабас все оркестровики называют просто «бас».
Все контрабасы условно можно поделить на мастеровые и фабричные (мануфактура). Ну, еще есть поточные.
Мастеровые всегда дороже — такой бас фактически целиком далет один человек — от начала до конца. В мануфактуре работает несколько мастеров, каждый из которых выполняет определенный комплекс работ. Такие инструменты по качеству часто не хуже — разделение труда рулит, но в целом, естественно, дешевле.
По стране (по убыванию ценности) традиционно считают так — Италия, Франция, Германия, Япония и США и всё остальное.
Еще ценят по возрасту — порядка 100лет и остальное ))
По материалу — дерево, сорта дерева, фанера/ламинат. Гриф — черное, красное и т.д.
Ну и т.п.
По состоянию цена определяется в первую очередь по оригинальности и рефинишу, а потом по тому, что и как восстанавливали. Перекрас сильно снижает ценность. Неродные детали фурнитуры и гриф мало влияют на цену старых басов — т.к. изнашивающиеся части всё одно заменяют.
Кстати, трещины корпуса почти не убавляют цену — хорошо заделанная трещина — это норма для скрипичных — сам удивлялся. (На иностр. сайтах старые дорогие басы тщательно фотографируют в процессе реставрации — со всеми склейками и т.п.)
Вообще цена зависит от мастера (мануфактуры), оригинальности, качества восстановления и нифига не зависит от звука конкретного экземпляра!!! Бред конечно, но вот так…
99% контрабасов — это 3/4. Иногда их по ошибке называют 4/4. Я понимаю так:
Есть две общепринятые классификации контрабасов: Европейская («немецкая») и Японская (компании «Сузуки-виолин»). Причем четких рамок размеров нет — определяют приближенно — размер и форма у каждого производителя свои. Японцы в среднем примерно на размер меньше. Это относится и к другим скрипичным.
По европейской системе определяют все басы, а по японской — басы «Сузуки», «Чаки» и некоторые другие азиатские модели. Европейская система считается основной.
Так вот, классических 4/4 в РФ всего несколько штук! (Буквально десяток экземпляров, в московской филармонии и, забыл, где-то еще – в музее, что ль…). Конечно, еще есть мастеровые 4/4, но их сложно классифицировать. В любом случае их единицы. 4/4 — очень крупные, на них технически сложно играть.
В оркестрах, джазе и т.д. повсеместно используют 3/4.
Еще есть 7/8 (они больше 3/4, но меньше 4/4), прочие размеры (1/2, 1/4 и т.п. — маленькие) – это ученические басы, для детей.
Сами 3/4 тоже сильно различаются по размеру (условно даже выделяют Смолл, Медиум и Лардж 3/4). Поэтому к/басы могут сильно отличаться в размере, оставаясь при этом 3/4.
А путаница взялась из-за того, что все остальные скрипичные сразу делят на полные для взрослых (4/4) и не полные для детей (7/8,3/4,1/2 и т.д.). Т.е. взрослая виолончель или скрипка — всегда 4/4. Поэтому обычный к/бас (который на самом деле 3/4) называют тоже «полным» или 4/4. Это ошибка.
Совсем всех путают магазины и всякие неизвестные производители — у них полный атас в классификации. 3/4 может быть назван 4/4, и, наоборот, большой 7/8 могут назвать 3/4.
В системе «Сузуки-виолин» к/бас размера европейского размера 3/4, называют 4/4. Ну, японцы как бы и сами поменьше)))
Кстати, габариты баса общепринято определяют по ширине плеч, талии и бедер, по толщине между деками и по высоте задней деки от низа до места вклейки грифа. А мензура это не длина струны, а сумма расстояния от порожка до места вклейки шеи, плюс длина от места вклейки до зарубок эфов! Во как.
Если бас дорогой, ценный, раритетный – это к мастеру – тут я хз, много тонкостей, о которых я не знаю даже.
Если бас обычный, не крутой, не дорогой, а сами Вы (как я, например) в далекой от мастера попе, то смотрим комплектность, и отсутствие механических повреждений (или качество восстановления). Фатальные случаи – трещины дек по всей длине или ширине, трещина по пружине и по душке, проломы в районе бриджа. Остальное не фатально – делается, меняется и т.п.
Есть очень много мнений о «правильном» клее – я здесь не супер-разобрался, но если весь контр в эпоксидке – ничего хорошего. А в целом, следы ремонта не страшны – снять деку на контрабасе, переклеить гриф и т.п. – обычная практика.
Ну, остальной осмотр думаю понятен – крути колки, дергай шпиль и т.п.
Еще смотрим, чтоб была душка и чтоб бридж стоял на месте (на эфах есть те самые зарубки — вот четко напротив них) — это хоть какой-то показатель, что к/бас использовался грамотно.
Кстати, нюанс. Новый контрабас – не есть добро! Замучаешься разыгрывать. Первые год-два он только просыхает, потом еще лет 5 (постоянной игры) дерево устаканивается. А совсем разыгрывается и приобретает звук лет через 10. Хотя, простой бас уж лучше пусть будет новым – звук и так не главное — хоть повреждений не будет.
По материалам. Концептуально смотрим – фанера/дерево. Деревянный бас, естественно, дороже, звук круче, приличнее, престижнее и т.п. Но, для рокабилли, например, фанера круче – она совсем не капризна, не боится ударов, погоды и т.п., при том хорошо разгоняется пальцами. А плохое дерево разве что смычком гонять. Фанерные басы тяжелее по весу.
Вообще, классика скрипичных – ель верхняя дека, и клен – бока и зад. Иногда зад делают из тополя и т.п..
Грифы могут быть разными (клен, груша, часто красят всё это), но черное дерево это сразу хорошо.
— московская фабрика — они деревянные (!), хоть и отвратительные. Черное дерево в гриф никогда не делали. Нужно искать старые варианты — они покачественнее. Довоенные басы часто хвалят. По виду за километр выделяются толстой попой – бедра значительно шире плеч.
— Горонок (Питер) — современные контрабасы. Выпускаются сейчас. Че-та их не очень хвалят — очень тяжелые в звуке, тугие и не удобные (гриф вдвое толще нормального). Есть разные размеры под красивыми названиями – см. их сайт. Подробнее сказать не могу.
— чехи — они лучше москвы сделаны, но часто фанерные. Бывают варианты из дерева (верхн.дека и даже целиком), с черным деревом в грифе и т.д. Старые лучше были (когда там танки-то ввели?). После чехи стали в СССР пургу гнать.
— немцы (Музима) — эти самые толковые. Обычно деревянные и с черным деревом в грифе. Звучат. Правда есть много споров в сравнении со старыми деревянными чехами, что же лучше. В любом случае Музима — это некая гарантия хорошего инструмента. Еще они удобные (т.к. у них тонкий приятный гриф и маленький корпус).
За рубежом хорошие контрабасы (б/у) — от 2-3 тыс. уе и до 15-16. Хорошие раритетные басы – 20, 30, 40 тыс. евро – нет предела совершенству.
Китай от 800 )). Хороший Китай – вполне взросло стоит, и – полагаю – не зря.
«Студенческие» европейцы (Румыния) — где-то от 1500-2000. (Новые)
Моск. фабрика — 10-30 тыр в зависимости от состояния и наглости продавца.
Чехи — 20-40тыр, а Музима — 600-2000уе — зависит от дерево/фанера, состояние, барыжность продавца и местоположение — в провинции дешевле.
Есть много дороже — (московский аж за 60 встречал!!)
И наконец – Я НЕ СПЕЦИАЛИСТ, написал ровно то, что сам уже узнал. Так что если кому что есть исправить/дополнить – пишите.
Comments
Статья хорошая. Но grammar nazi за вами уже выехали
Привет, Володя) Добавлю тут информацию по мензурам контрабасов, которую подписал на Басстриме в аналогичной теме.
Полноразмерные контрабсасы, которые редко встречаются,
4/4, имеют мензуру (рабочую длину струны, от порожка до подставки) 110 см,
7/8 — 108 см,
3/4 — 104-106 см,
1/2 — 96,5-97,5 см.
В поддержку темы путаницы размеров среди производителей. У меня контрабас — фабричный москвич 1979 года, на этикетке заявлен размер 4/4, но подставка протёрла деку на расстоянии примерно 106 см от порожка.
У некоторых производителей струн заявлены разные величины мензур. Подробное исследование по мензурам многих струнных инструментов см. здесь:
http://www.gmstrings.ru/russian/articles/babichenko_menzures.htm